А. Безант

Законы высшей жизни

исходя, наоборот,

из мира физического, изучая сначала оболочку, а потом уже заключенное

в ней сознание, постепенно поднимается все выше, и выше, пока

не доходит до пределов обычных, физических условий. Вызвав посредством

искусственных методов то состояние сознания, которое издавна было известно

на Востоке, западная наука начинает медленно и ощупью вырабатывать

теории для объяснения непонятных ей явлений.

Такой длинный путь кажется несколько странным и малообещающим, но в

конце он все же приведет к результату, тождественному с тем, который

был получен много веков назад духовным зрением Ясновидящих.

Сегодня мы не будет останавливаться над чем, что называется бодрствующим

состоянием сознания: из обыденной жизни мы хорошо знакомы с

деятельностью ума и с эмоциями. Исследуя эти явления, Запад начал с

изучения мозга и нервной системы. Было время, лет двадцать пять тому

назад, когда с психологией совсем не считались, если она не была основана

на знании физиологии. Признавалось необходимым начинать с изучения

тела и нервной системы и с законов деятельностей физической оболочки,

а также с изучения условий, при которых эти деятельности совершаются.

Предполагалось, что этим путем возможно понять сущность работы

мысли и умственной деятельности, и таким образом, на знании физиологии

основать рациональную, научную психологию. Хотя я и не думаю, чтобы в

настоящее время эту мысль стали защищать передовые ученые Запада, но

все же, идя и по этому пути, ученые пришли к очень важным результатам,

что происходит каждый раз, когда люди добросовестно исследуют природу.

Прежде всего они заметили, что существуют другие состояния сознания,

кроме бодрствующего. Тогда начали изучать сон и деятельность сознания

в то время, когда тело спит. Было собрано и записано множество

фактов, но исследования ученых оказались неудовлетворительными, потому

что трудно было исключить условия, которые совершенно не входили в их

расчет: так, иногда сновидение происходило от расстройства какого-нибудь

органа, от несварения желудка, или от слишком большого количества

съеденной пищи. Желая исключить подобные условия, постепенно пришли к

мысли изучать деятельность сознания во время сна, вызванного искусственным

образом. Такой сон или транс можно было вызывать произвольно

при любых условиях, и при этом сновидения уже не могли зависеть от

расстройства того или другого физического органа. О результатах подобных

опытов мы узнаем из исследований гипнотизма, из экспериментов,

произведенных много раз, о которых можно прочесть в книгах, специально

посвященных этому вопросу.

Каков же был результат этих широко распространенных, часто повторяемых

опытов?

Результат был следующий: при условиях, когда нормальное мышление

было невозможно, потому что мозг находился в состоянии летаргии, дурно

снабжаемый дурною кровью, и когда можно было ожидать полного усыпления

и бездействия сознания, в действительности появился совершенно неожиданный

ряд результатов. Умственные способности не уменьшились, а наоборот,

деятельность ума сделалась тоньше, острее, сильнее во всех отношениях,

между тем как мозг был парализован. К своему удивлению, ученые

заметили, что в трансе память восстановляла те события, которые

случились в давно прошедшие годы жизни, вспоминала эпизоды давно забытого

детства; и не только память, но и способность рассуждать, доказывать,

судить, давалась сильнее, живее и приносила большие результаты.

В то время, как самые органы чувств бездействовали так же, как во

время сна, функции их отправлялись живее чем когда-либо, при посредстве

каких-то иных неведомых органов. Глаз, не отвечающий на вспышки

электрической лампы, мог в то время видеть на расстоянии, совершенно

недоступном при обычном бодрствующем состоянии сознания, мог читать в

закрытых книгах, проникать через телесные оболочки во внутренность тела

распознавать болезни, скрытые под покровом мускулов и костей. То же

самое относительно уха. Оно могло улавливать звуки на расстоянии, далеко

переходящем все границы обычных слуховых восприятий и реагировать

на вопросы, доносящиеся из такого отдаления, при котором обыкновенное

ухо уже не в состоянии воспринимать слабые и тонкие колебания.

Эти результаты заставили людей задуматься и задать себе ряд вопросов:

"Что же это за сознание, которое видит без помощи глаз, слышит

без помощи ушей, которое помнит, когда орган памяти парализован, и

рассуждает, когда орудие рассуждения находится в состоянии летаргии"?

Кроме этих странных