А. Безант

Законы высшей жизни

возврата есть

отречение. Отречение есть тайна жизни, как присвоение есть тайна формы.

Итак, вот Закон Жертвы, который мы должны познать. Давать без ропота,

давать всегда, вот что даст нам истинную жизнь.

Вначале нашего вступления на путь возврата, когда отречение является

нашим путеводителем, голос его может показаться слишком суровым, а

вид его — почти угрожающим. И тем не менее, слушайтесь его голоса неизменно,

каков бы ни был его внешний вид и старайтесь понять, почему

жертва вначале внушает нам мысль о страдании.

С точки зрения формы, жертва является разрушением формы, и последняя,

чувствуя, что жизнь из нее уходит, взывает в тоске и ужасе к этой

удаляющейся жизни, без которой невозможно самое существование ее. Вот

откуда исходит наше представление о жертве, как о страдании, как об

акте, сопровождаемом тоской и ужасом, и это будет длиться до тех пор,

пока мы не перестанем отождествлять себя с формой.

Но когда мы начинаем жить жизнью Духа, той жизнью, которая во всей

множественности форм признает Единое, тогда перед нами начинает мерцать

высшая духовная истина, раскрывающая нам, что жертва — вовсе не

страдание, а наоборот — радость. То, что доставляет страдание телу,

дает блаженство Духу, который и есть наша истинная жизнь; и тогда мы

убеждаемся, что наше представление о жертве, как о страдании, было

ошибочно, что выше всякого удовольствия, доставляемого богатством и

положением, радостнее всякой радости, даваемой личными переживаниями,

есть блаженство свободного Духа, который, изливаясь, обретает единение

с Богом и сознание что он живет во всем мире, а не заключен в ограниченные

рамки одной отдельной формы.

В этом — радость Спасителей человечества, Тех, Которые поднялись до

сознания единства и сделались Руководителями и Искупителями людей. Шаг

за шагом, медленно и постепенно, поднимались Они все выше и выше, перешли

через бездну небытия, о которой я говорила, и твердо ступили на

противоположный берег. Они поняли в чем истинная реальность жизни и в

той самой бездне небытия, в которой они на мгновение как бы потеряли

себя, они почувствовали себя стоящими над миром форм. С этой высоты им

видно, что все формы только сосуды, наполненные единой, одушевляющей

их Божественной Жизнью. Они увидели с чувством невыразимой радости,

что Единое я может вливаться во все бесчисленные формы, не делая разницы

между ними и видя в них только проводников единого Духа.

Вот почему Спаситель мира в состоянии помогать человечеству и поддерживать

своих более слабых братьев. Поднявшись до той высоты, где

все я познаются как одно, он признает все формы за свои собственные.

Он сознает Себя в каждой из них. Он может радоваться с радующимися и

страдать с страдающими — все они часть Его. Праведные и грешные равны

для него. Он не чувствует влечения к одним и отвращения к другим. Он

сознает себя в камне, в растении, в животном, в дикаре так же, как в

мудреце и в святом, Он видит единую жизнь во всем, и жизнь эта — Он

сам. Где же место для страха, где место для упрека? Ничто не существует

кроме Единого Божественного я, и нет ничего вне Его, что могло бы

внушить страх, или бросить вызов.

Только это одно и есть истинный Мир, только это одно и есть истинная

Мудрость. Знать во всем единое Божественное я — вот духовная

жизнь, и жизнь эта есть радость. Таким образом Закон Жертвы, который

есть Закон Жизни, есть также Закон Радости, и мы знаем, что ничто не

дает такого глубокого наслаждения, как наслаждение давать и что ни одна

ограниченная радость не сравнится с радостью самоотречения.

Если бы каждый из нас мог хотя на мгновение заглянуть в мир Духовной

Жизни, этот преходящий мир принял бы в наших глазах свои настоящие

размеры, и мы увидели бы все ничтожество того, что люди считают драгоценным.

Закон Жертвы, который есть Закон Жизни, Радости и Мира, заключается

в великом изречении: "Я — это Ты"", "Ты — это Я".

Теперь постараемся на минуту низвести эту высокую идею до уровня

нашей обыденной жизни и посмотрим, как проявляясь в нас, Закон Жертвы

выразится во внешнем человеческом мире.

Если мы познаем хотя бы на мгновение единство Божественного Я, если

выучим хотя одно слово, одну букву в книге Мудрости, как станем мы

после этого вести себя по отношению к нашим братьям — людям? Мы видим

перед собой человека низкого, испорченного и невежественного. Ни родственная

связь, ни Карма прошлого не соединяет нас с ним, ни одна из

так называемых обязанностей не связывает наше телесное бытие с его бытием.

Но