А. Безант

Законы высшей жизни

к себе материю, которая и служит

для нее внешней формой. Так как жизненные отправления истощают форму,

жизнь постоянно привлекает к себе новую материю, чтобы заменить ею

утраченную. Мы видим, что форма постоянно разрушается и возобновляется,

и что жизнь может проявляться только вводя новую материю в свою ветшающую

форму и тем сохраняя ее, как орудие для своего проявления. Только

таким образом жизнь и может развиваться, постоянно присваивая материю

для того, чтобы поддерживать и возобновлять свои формы.

Таким образом, как бы внедряется в самую природу живых существ

мысль о том, что только благодаря захвату, присвоению и удержанию сохраняется

и развивается жизнь. По-видимому, первое, что жизнь приобретает

от своего соприкосновения с материей, есть именно такое сознание,

и на самых ранних ступенях развития для нее остается непонятным, что

захват, присвоение и удержание есть необходимое условие не самой жизни,

а лишь сохранения формы, в которой жизнь проявляется. Форма не может

существовать, не захватывая постоянно новой материи. Когда жизнь

находится в процессе роста и развития, это постоянное присвоение является

ее признаком. Всюду на пути Правритти (Индусская психология основана

на идее эволюции сознания, которое в течение первой половины своего

пути, носящем название "путь выступления", живет присвоением; тогда

как в течение второй половины, называющейся "путь возврата"), оно

живет возвращением всего присвоенного. На поступательном пути она

должна захватывать, брать, держать и присваивать. Всюду учится она

вбирать в себя другие формы и соединять их с собою, чтобы сохранить

таким образом свое отдельное существование.

Когда великие учителя стали обращаться к развивающемуся человеческому

сознанию, тогда человек услыхал странное учение, противоречившее

всему его прежнему опыту. Учителя стали говорить ему: "Жизнь сохраняется

не только захватом, но и жертвой чего, что ты уже приобрел". Ошибочно

думать, что ты можешь жить и развиваться, только вбирая другие

формы в свою форму и поглощая окружающую тебя жизнь для продолжения

твоей собственной жизни. Весь мир связан законом обоюдной зависимости.

Все живущее существует благодаря взаимному обмену, благодаря признанию

факта взаимной зависимости. Ты не можешь жить один в мире форм, мы не

можешь сохранять свою форму, присоединяя к ней другие формы без того,

чтобы не сделать долга, который должен быть уплачен пожертвованием того,

что имеется у тебя, дабы могли таким образом поддерживаться и другие

жизни. Все жизни связаны в одно целое неразрывной цепью, и эта

цепь есть закон жертвы, а не закон захвата".

Вселенная произошла благодаря акту Верховной Жертвы и может быть

сохранена только благодаря постоянному возобновлению этой Жертвы. "Мир

этот не для того, кто неспособен жертвовать", учил Шри Кришна, "тем

более не для него иной мир" (Бхагавад-Гита. IV, 31).

Человек не может даже жить в мире форм, не совершая с своей стороны

акта жертвы. Круговорот жизни не будет в состоянии совершаться, если

каждое живое существо не будет помогать этому круговороту постоянным

жертвоприношением. Жизнь сохраняется жертвой, и в жертве корень всей

эволюции.

Для того, чтобы этот новый урок мог быть выучен, великие Учителя

настаивали на жертвоприношениях, показывая, что благодаря жертвам вращается

колесо жизни, которое приносит все нужные для нас блага. В индусском

ритуале установлено пять видов жертвоприношений, которые охватывают

в широком круге все жертвы, необходимые для поддерживания жизни

всего, что существует в мире.

Нас учат, что наши сношения с миром невидимым, с миром Дэв, могут

быть сохранены только через приносимые Дэвам жертвы, которые служат с

нашей стороны признанием существующей нашей связи с ними. "Мы даем им,

они дают нам, и так, питая друг друга, мы пожинаем высочайшее благо".

(Бхагавад-Гита III, 11.)

Затем следует жертва, называемая жертвой Святым (Риши), жертва Мудрым,

или Учителям. Смысл этой жертвы заключается в том, что мы получаем

поучения для того, чтобы потом учить других и таким образом поддерживать

преемственность знания, передавая его из поколения в поколение.

Таким образом мы выплачиваем один из наших долгов, погашаем одно из

обязательств.

Затем следует уплатить долг Старшим, принести жертву прошлому,

предкам; из этого мы должны научиться, что как мы получили дар из прошедшего,

также должны и мы заплатить свой долг, принося дар будущему.

Затем Индусов учат выплачивать долг человечеству. Их учат, что они

должны