Верещагин

ДЭИР Курс 3 - Влияние

очень редко. Ведь для того, чтобы его провести, нужно искать не мысль, а первичный образ, и уже от него улавливать вторичный импульс - значение образа. Примерно так же, как увидеть дорожный знак совсем не то же самое, что понять его значение (для этого нужно привлекать знания или логику). В сознании же человека несколько слоев, и получаемый образ всегда искажается. Одно и то же ощущение в процессе прохождения всех этих слоев обрастает множеством дополнительных значений, пока не пре ратится в цельный образ, которым, собственно, и манипулирует сознание. Именно по этой причине ваш друг и не смог бы себя узнать, помести вы ему в голову его собственный образ, сложившийся у вас.

Цельная мысль не приходит сама, ее нужно специально ловить. Техника этого процесса заключается в следующем. Нужно сосредоточиться на центральном ядре человеческой сущности - элементарном ощущении я есмь. Сделать это на данном этапе вашего развития вам будет не так уж сложно.

Давайте для определенности выясним, что такое я. Обычно мы ошибочно склонны ассоциировать себя с целым набором человеческих качеств. Все мы в общем-то хорошо представляем себе, что такое правильная самооценка. Разумеется, в течение жизни она, как и мы сами, может меняться, но обычно уже к девятнадцати-двадцати годам человек способен трезво оценить свои природные и выработанные качества. У него складывается достаточно четкое представление о своих возможностях, сфере интересов, характере, темпераменте и т. д.

Человеку мыслящему свойственно стремление разобраться в себе, ответить на вопрос: какой я? Добрый или злой, умный или не очень, тактичный или грубоватый? - и так далее. Самое сложное в этом процессе то, что на некоторые вопросы ответить оказывается просто невозможно, потому что мы бываем разные:

больные и здоровые, полные и похудевшие, одинокие и пользующиеся сногсшибательным успехом у противоположного пола... Продолжать можно бесконечно. В конечном счете на вопрос какой я? мы сами себе даем приблизительно такой ответ: в большинстве случаев (то есть процентах в 60-65, не больше) я оказываюсь таким-то. Ну а какой же ты во всех остальных? Этот вопрос, как правило, остается открытым, вернее ответ приблизительно такой: как обстоятельства складываются, такой и есть.

Тогда давайте попробуем задать вопрос по-другому:

что Я такое? Отвечая на этот вопрос, люди в большинстве своем опираются на те свои качества, которые отличают их от других. Они забывают, что в каждом из нас есть нечто большее, чем просто физические данные, характер, темперамент, определенный жизненный опыт, и что именно это нечто и определяет в конеч-

ном счете человеческую индивидуальность. Кто-то считает себя воплощением ума или красоты, а кто-то с низкой самооценкой - олицетворением невезения и хронических ошибок.

Давайте разберемся с тем, что же такое человеческое Я и где находится его главная составляющая. Но воспользуемся для этого не взглядом извне, а посмотрим на себя изнутри, заглянув пристально в собственное сознание. Итак, у вас есть осознанное тело, часть вашего Я. Оно может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но если вдруг из-за какой-либо болезни у вас изменится ваш физический облик (несчастный случай) или даже характер (поганое настроение), это не повлияет на ваше истинное Я; все равно это будете вы и только вы. Ваше тело - прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но центр вашей человеческой сути не в теле.

У вас есть эмоции. Они многочисленны, иногда противоречивы. Вы радуетесь или горюете, спокойны или взволнованны, находитесь в состоянии отчаяния или надежды. Но при этом вы понимаете, почему вас охватывает то или иное настроение, и вы даже можете при желании им управлять. Вне зависимости от испытываемых чувств вы всегда с полной ответственностью можете заявить: Да, это Я. Следовательно, ваши эмоции - еще не самое главное в вас.

У вас есть чувства. Вы способны слышать музыку и наслаждаться ею. Вам нравится смотреть на пляшущее пламя костра и вдыхать его дым. Вы получаете удовольствие, поглаживая кошку или собаку. Через органы чувств вы познаете и воспринимаете окружающий мир. Но если, не дай Бог, вам откажет зрение или слух, вы останетесь самим собой. Вы по-прежнему можете сказать: Я есть. Ваши чувства - это тоже еще не вы.

У вас есть интеллект. Сейчас он достаточно развит и активен. А еще несколько лет назад он таким не был:

вы меньше знали, меньше умели. Он так же, как и чувства, является инструментом для познания окружающего мира, но если вы потеряете способность логиче-

ски