Блаватская

Голос безмолвия. Семь врат. Два пути

ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ

и другие избранные отрывки из

КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ

Для каждодневного изучения учениками (лану)

Перевод и примечания Е. П. Б.

ПОСВЯЩАЕТСЯ НЕМНОГИМ

Печатается по: Голос Безмолвия и другие избранные отрывки из Книги Золотых Правил. - Таллин (Эстония), Книжный склад Г.Вальтера, 1923

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ 2

ОТРЫВОК I ИЗ КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ 4

ОТРЫВОК II ИЗ КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ДВА ПУТИ 9

ОТРЫВОК III ИЗ КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ СЕМЬ ВРАТ 14

ПРЕДИСЛОВИЕ

Нижеследующие страницы извлечены из Книги золотых правил - книги, вручаемой ученикам мистических школ Востока. Знание их обязательно в той школе, учения которой приняты многими теософами. Так как я знаю наизусть много из этих правил, перевод их был сравнительно легкой для меня задачей.

Известно, что в Индии методы психического развития различны у каждого Guru (учителя или руководителя), и не только потому, что они принадлежат к различным философским школам, которых шесть, но и оттого, что каждый Guru имеет свою собственную систему, которую обыкновенно хранит в строгой тайне. Но по ту сторону Гималаев методы в эзотерических школах не различаются друг от друга, кроме как в том случае, когда Guru является простым ламой, немногим более сведущим, чем его ученики.

Источник, с которого сделан предлагаемый перевод, есть часть той же серии, из которого взяты стансы Книги Дзиан, на которой основывается Сокровенное Учение. Книга золотых правил, как утверждают, одинакового происхождения с великим мистическим творением Paramartha, которое, по словам легенды о Nagarjuna, было сообщено великому архату Нагами, или Змеями, - название, даваемое древним посвященным. Впрочем, идеи и изречения, содержащиеся в этой книге, при всем их благородстве и оригинальности, встречаются часто, хотя бы в другой форме, в санскритских сочинениях, как, например, в Jnaneshvari*, этой дивной мистической книге, в которой Кришна описывает Арджуне в ярких красках состояние вполне просветленного йога; то же встречается в некоторых Упанишадах. Это вполне понятно потому, что большинство, если не все величайшие архаты, первые последователи Gautama Buddha, были индусами и арийцами, а не монголами; в особенности же те, которые переселились в Тибет. Сочинения одного Aryasangha очень многочисленны.

Оригиналы этих Правил вырезаны на тонких продолговатых пластинках; копии с них - часто на дисках. Эти диски или пластинки обыкновенно хранятся на алтарях храмов, принадлежащих центрам, где находятся школы Mahayana (Yogacharya), т.е. школы так называемого созерцательного направления. Написаны они различно, иногда по-тибетски, но чаще идеографическим письмом. Священный язык (Senzar) может быть передан, кроме как посредством собственного алфавита, еще различными способами шифрованного письма, более близким к идеографическому, чем к буквенному. Другой способ (по-тибетски lug) состоит в употреблении цифр и красок, причем каждый знак соответствует букве тибетского алфавита (тридцать простых букв и семьдесят четыре составные буквы). Таким образом образуется полная криптографическая азбука. В случае идеографического письма существуют определенные способы чтения текста. Так, употребляются, как например, в данном случае, символы и знаки астрологии, т.е. двенадцать знаков зодиака и семь основных цветов, каждый в трех оттенках (светлый, основной и темный), что соответствует 33 основным буквам простого алфавита, словам и предложениям. Ибо при этом способе двенадцать знаков зодиака, повторенные пять раз и соединенные с пятью элементами и семью цветами, образуют полный алфавит, состоящий из 60 священных букв и 12 знаков. Знак, поставленный в начале текста, указывает, должен ли он читаться согласно индусскому способу, когда каждое слово просто заменяет санскритское, или же согласно китайскому принципу чтения идеографического письма. Самым легким способом, однако, является тот, который позволяет читающему не пользоваться каким-либо определенным или даже вообще каким-либо языком; ибо знаки и символы, подобно арабским цифрам, составляли общую, международную собственность всех посвященных мистиков и их последователей. Этой же особенностью отличается один из китайских способов письма, который одинаково легко читается всяким, знакомым со значением знаков. Так, японец может читать такой текст на своем языке так же свободно, как китаец на своем.

Книга золотых правил - из которых одни принадлежат к добуддийской эпохе, другие же к позднейшему времени - содержит около 90 коротких отдельных трактатов. Из них несколько лет тому назад