Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

иудейская культура и

религия, поднялись против эллинизма и выгнали его в течение

двух столетий после смерти Александра из всех областей

восточнее Евфрата [121, с. 143-144].

Но ассимиляция религией Заратуштры старых народных верований

и культов, в том числе Митры и Анахиты, могла способствовать

отождествлению Матхура (Шенраба) с Заратуштрой, и,

соответственно, могло иметь место приписывание одному заслуг

другого и соединение двух биографий в одну. То есть

соединение двух направлений маздаизма - зороастрийского и

традиционного - под эгидой имени Заратуштры могло привести и

к соединению двух разных лиц в одно. Этому могло

способствовать и то, что оба они жили, примерно, в одну

эпоху: в VI-V вв. до н.э.

Этим, как нам кажется, можно объяснить контаминации

тибетского текста об учителях варваров (иранцев), в котором

Матхура (Шенраб) отождествляется с Мани, а Заратуштра с

Мухаммедом (оба - монотеисты), и при этом последние два

сделаны преемниками первых двух, что могло произойти, в

частности, и по той причине, что все они в той или иной

степени были связаны общими идеями. Во всяком случае, все

они почитали, согласно приведенным выше тибетским текстам, в

качестве главного бога - Ахуру-Асуру, т.е. Небесного

Господа.

Маздаизм у восточных славян

В скифский период нет прямых указаний на славян. Однако

можно

предположить, что некоторые из племен, подчиненных

скифским царям,

были славянскими. Невров, которых помещают в северной

Подолии и

Волыни, по мнению Вернадского, Шафарика, Нидерле и Миннса,

можно

считать за славян [124, с. 62 ]. Другое племя, упоминаемое

Геродотом,

будины, также, вероятно, было славянским. Геродот называет

его большим и сильным народом и говорит, что они

голубоглазые и светловолосые. Они жили, предположительно, в

верхнем течении Дона и Донца. вероятно, были и другие

славянские племена, которых геродот называл 'скифами-

землепашцами' и 'скифамиземледельцами' [124, с. 62 ].

О славянах сарматского периода уже можно говорить более

определенно. Тацит в своей книге о Германии, написанной в 98

г. н.э., упоминает племя венедов, которых он помещает между

германцами и сарматами. Тацит замечает, что они строят дома

и передвигаются пешком, что отличает их от сарматов, которые

fhbsr в палатках и ездят верхом на лошадях. Венедов также

упоминают Плиний и Птолемей. Последний помещал их на

территории современной Польши. Венедов можно считать

предками западных славян.

Что же касается восточных и южных славян, то поскольку они

жили в Римскую эпоху на землях, которые контролировали

сарматы, поэтому греческие и римские авторы не всегда могли

отличить их от сарматских племен. Западные писатели VI в.

н.э. знают восточных славян под именем анты. В более позднее

время анты смешались с народом руси и приняли название

последних. В сарматский период название русь ассоциировалось

с аланами, о чем можно судить по форме названия русь-аланы

(roxolani). Слово roxs в аланском имело значение сияющий

свет. Вероятно, русь-аланы представляли собой два племени,

поскольку, как можно судить по источникам, название русь

часто употреблялось отдельно от названия аланы [124, с. 63-

64 ]. Сильная группа русь-аланов жила в бассейне Волги, что

объясняет тот факт, почему греки называли Волгу рекой Рос

[124, с. 64 ].

Славяне на территории нашей страны еще в дохристианское

время находились в контакте с греческими колонистами, города

которых были рассеяны по всему северному побережью Черного

моря.

Помимо греко-романской цивилизации другой поток культуры,

гораздо более древний, связывал русские степи с Азией через

посредство иранских племен. Ассиро-вавилонское и особенно

иранское влияние вполне отчетливо прослеживается у южных

славян нашей страны, т.е. предков русских, по

археологическим остаткам.

Иранизмы являются первыми заметными культурными элементами

как раз в тех районах, в которых подготавливалась почва для

будущего Русского государства на берегах Днепра [84, с. 5].

Остроумное, хотя и не вполне обоснованное предположение

высказал Вернадский относительно иранского происхождения

названия Волынь. В древнем русском название Хвари (Хорезм)

произносилось как Хвали. Каспийское море называлось море

Хвалынское, т.е. Хорезмское*, а так как в русском фольклоре

оно называется иногда море Волынское, то отсюда делается

вывод, что название Волынь может происходить от иранского

Хвари [124, с. 102].

Поклонение