Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

что они осуждаются в 'Гатах' [50. с. 397].

Я придаю столь большое значение сюжету 'Митра убивает быка'

потому,

что заклание быка было основным ритуалом как в западном, так

и в

восточном маздаизме. О важности этого ритуала

свидетельствует

митраистское искусство. Во всех почти митреумах, святилищах

Митры,

центральное место занимал барельеф или статуя Митры,

держащего ритуальный трехгранный кинжал, который он вонзает

в горло жертвенного быка.

Вопрос о том, является ли монотеизм учения, приписываемого

Заратуштрс, его собственным изобретением - нс тема для

дискуссии. Понятие единого бога не принадлежит к числу таких

открытий, которые совершаются отдельными людьми, а является

результатом сложного и многотысячелетнего развития идей,

возникших на Ближнем Востоке. По мнению Велльгаузена и

Масперо, культ единого бога у евреев окончательно

восторжествовал только в конце VII в. до н.э. в правление

царя Иосии (640- 609), когда было составлено Второзаконие,

вошедшее в состав книг Моисея [37, с. 28-30; 60, с. 485-

4901.

Первоначальный зороастризм, как и иудейская религия, не

являлись, строго говоря, полностью монотеистическими

религиями, так как они не отрицали существования чужих,

отвергаемых ими богов, но признавали их только за демонов

или чертей. При этом Иегова был у евреев их личным

национальным богом, тогда как Ахурамазда стал у

зороастрийцев богом для избранных, для арийцев, что опять же

роднит обе эти религии.

Поскольку у всех без исключения индоевропейцев никогда не

наблюдалось стремления к единобожию, в силу целого ряда

исторических причин, то поэтому можно говорить только о

влиянии иудаизма на учение Заратуштры.

С этим предположением вполне согласуются факты из Ветхого

G`ber` о массовом распространении иудаизма среди народов

Персидской державы во времена Ксеркса.

Утверждение о том, что 'многие из народов страны сделались

иудеями' (Книга Эсфири, 8. 17) заслуживает доверия. Подобные

обращения - явление совершенно необычное, так как иудейская

религия в принципе не прозелитическая и всегда отличалась

исключительной нетерпимостью и к другим религиям, и к другим

народам.

Вряд ли в Ветхом Завете можно найти хотя бы еще одно

упоминание об обращении в иудаизм неевреев, да еще в большом

количестве, не говоря уже о народах. Поэтому под массовым

обращением в новую веру следует понимать скорее всего

введение зороастризма, а не чистого иудаизма.

Что же составляет сущность учения Заратуштры, изложенного в

'Гатах', как это представляется современным исследователям?

В мире борются два равноправных начала: доброе, созданное и

возглавляемое Ахурамаздой, и злое, созданное и возглавляемое

Ангхро-Манью (Ариман, Злой помысел). Долг человека -

помогать доброму началу в его борьбе против злого, в

противном случае его ждет наказание. Все молитвы Заратуштры

обращены к одному Ахурамазде и к его Арте - Праведности,

олицетворению силы истинной веры.

Первоначально главным богом иранцев был весь свод небесный,

причем именно материальное небо, твердь, как об этом

совершенно ясно говорил Геродот. Это представление не имеет

никакого отношения к зороастризму, в котором Ахурамазда

становится совершенно абстрактным богом и освобождается от

материальной оболочки, становясь абсолютно идентичным

иудейскому Яхве. Сам он, Ахурамазда, никем не был создан, но

создал все, как и Яхве, единым своим словом.

Помимо Арты упоминаются также другие абстрактные качества

Ахурамазды (Амеша-Спента) - Благомыслие, Добровластие,

Святая набожность, Благоденствие, Бессмертие. Ахурамазда с

Амеша-Спентами составляют группу из семи членов, но число

семь уже указывает на семитское (халдейское) влияние.

Родиной его является Месопотамия, где впервые появилась

семидневная неделя, каждый день которой связывался с именем

конкретного божества.

На первый взгляд Амеша-Спента являются оригинальным

изобретением Заратуштры, поскольку их появление никак нельзя

связать с древними индоиранскими верованиями. До некоторой

степени это так, но все же АмешаСпента находят себе вполне

очевидные параллели в Ветхом Завете. Амеша-Спента следуют в

строгом порядке: первым является Воху-Мана (Вохуман),

буквально Благая мысль; за ним - Арта-Вахишта (Артвахишт),

Высшая праведность, олицетворение божественного права,

порядка и справедливости.

Но в Библии два божественных атрибута употребляются вместе:

милосердие и справедливость, и это не является случайностью,

'потому что они тесно связаны между собой. Без милосердия

справедливость