Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

учеников Пифагора, к которым он

даже предпринял далекое путешествие именно с целью изучения

маздаизма [76, с. 313]. А от кого еще он мог получить эти

сведения, да еще в искаженном виде?

У зороастрийцев действительно существовало представление о

двенадцатитысячелетнем цикле [32, с. 39], которое легло в

основу рассуждений Платона о давности жизни иранского

учителя. Согласно этому представлению, Ахурамазда определил

срок существования земного мира в двенадцать тысяч лет.

Последние три тысячи лет составляют эпоху Заратуштры,

который родился в самом начале этого последнего цикла.

Очевидна связь этих представлений с высказыванием Платона,

но не менее очевидно, что они даются у него в искаженном

bhde.

С античной традицией о времени жизни Заратуштры вполне

согласуется зороастрийская традиция. В сочинении 'Арда

Вираф' говорится, что пока не прошло трехсот лет от времени

жизни Заратуштры до Александра Македонского (IV в. до н.э.),

то религия была в чистоте [111, с. 141 ]. Указанные триста

лет, очевидно, число круглое и приблизительное, но все же

оно ближе к истине, чем фантастические двенадцать тысяч лет,

упоминаемые Платоном.

Зороастрийскую традицию о времени жизни иранского пророка

излагает Фирдоуси (935-1020) в 'Шахнамэ'. Его поэма восходит

к несохранившейся прозаической версии 'Книги царей',

основанной, в свою очередь, на каком-то пехлевийском

источнике. Согласно Фирдоуси, Заратуштра появляется в

царствование Гоштаспа (VI в. до н.э.), внук которого

отождествляется с Артаксерксом Долгоруким (464-425) и

поставлен в генеалогическую связь с последним Ахеменидом -

Дарием, убитым Александром Македонским [58, с. 34, 44-45].

Давность античных сведений об иранской религии несомненна, а

так как сохранившаяся иранская традиция относит время жизни

Заратуштры, независимо от античной, к той же самой эпохе, к

первым ахеменидам (Камбиз, Дарий, Ксеркс), то отсюда

следует, что Заратуштра жил не ранее VI в. и не позднее V в.

до н.э., что подтверждается историческими фактами, а также

данными истории маздаизма.

Теперь обратим внимание на некоторые стороны зороастризма.

Современные исследователи, хотя и очень осторожно,

склоняются к тому, что Заратуштра проповедовал идею единого

бога и отрицал все прочие божества иранцев, объявив их

демонами (дэвами). Во всяком случае, эта тенденция явственно

проступает в 'Гатах', древнейшей части 'Авесты' [50, с.

387].

По этому поводу И.М. Дьяконов пишет следующее:

'Несомненно, что в числе безымянно проклинаемых 'Гатами'

дэвов имелись и некоторые из божеств, впоследствии вошедших

в пантеон зороастризма. Мало того, 'Гаты' проклинают даже

поименно некоторых почитаемых героев индоиранской мифологии

(например, Йему) впоследствии пользовавшихся у зороастрийцев

большим почитанием' [50, с. 387].

Мне кажется, что есть основания считать, что популярнейшее и

одно из центральных божеств иранцев - Митра - тоже был

отнесен Заратуштрой к категории демонов. Если это так, и,

учитывая то, что по значению и по месту Митра был вторым

после Ахурамазды в традиционной иранской религии, то тогда

можно было бы подтвердить предположение, что сам Заратуштра

склонялся к монотеизму или даже полностью стоял на его

позициях. Более того, в этом случае можно было бы установить

связь его учения с так называемой 'реформой' Ксеркса, так

как только во времена этого царя Митра мог оказаться в числе

злых духов - дэвов. Разумеется, при этом мы исходим из того,

что Заратуштра имел какое-то отношение к 'Авесте'.

Согласно древним маздаистским мифам, Митра впервые

попробовал свои силы против Бога Солнца. Так как он, Митра,

проявил в этой битве свое превосходство, то Солнце

преподнесло и водрузило на его голову зубчатую корону,

излучающую свет, и заключило с ним союз. Затем Митра победил

быка - первое жертвенное животное, созданное Небесным Богом,

и заточил его в пещеру. Но бык вырвался из пещеры на свободу

и ринулся в бой против Митры. В этот самый момент солнце

отправило ворону в качестве вестника с посланием, в котором

содержалось согласие на убийство быка. Только тогда Митра

заколол его, принеся таким образом в жертву самое первое в

мире животное - первого в мире быка [81, с. 133-136].

Но, согласно 'Авесте', самый первый в мире бык, созданный

Премудрым Господом, был убит никем иным, как Ариманом, с

помощью злого духа (Vendidad, farg. XXI, 1) [115, I, с.

397]. Это вполне согласуется с общим отрицательным

отношением Заратуштры к кровавым жертвам. Во всяком случае

очевидно,