Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

приходится признать, что на

основе этих сведений трудно сказать о боне чтолибо

определенное. Особенно большое недоумение вызывают

сообщения, со ссылкой на тибетские источники, о двух

предполагаемых родинах бона: по одной версии как будто бы

это будет Северо-Западный Тибет, а по другойИран. Поэтому,

обращаясь к тибетским источникам за получением более

подробных сведений о бонской религии, попытаемся сначала

установить место возникновения этой религии, так как все

наиболее авторитетные тибетские источники единодушны в том,

что бонская вера появилась в какой-то чужеземной стране за

пределами собственно Тибета.

Глава 3

Зороастризм

Со времени Ксеркса начинается переломный момент в истории

маздаизма. Археологические исследования последних лет,

проводившиеся в Средней Азии, позволяют говорить о том, что

в первом тысячелетии до нашей эры происходят резкие сдвиги в

области идеологии. Это удается проследить по предметам

искусства, которые, возникнув в эпоху энеолита и бронзы,

внезапно исчезают в начале первого тысячелетия. Новые резкие

изменения происходят как раз в середине того же самого

тысячелетия, когда внезапно появляются новые предметы

искусства, терракотовые статуэтки людей и животных, которые

и по технике выполнения, и по художественной трактовке не

имеют ничего общего с тем, что когда-то было в эгом районе

[61, с. 159].

Вместе с тем в середине первого тысячелетия до нашей эры в

самой Персидс начинает получать распространение

монотеистическое направление маздаизма, связанное с именем

Заратуштры, синкретизм на основе древних иранских обрядов и

представлений и иудейского монотеизма.

Впервые на Западе имя Заратуштры упоминается Платоном (IV в.

до н.э.), которому также принадлежит утверждение о

существовании у персов 12-тысячелетнего цикла, первая

половина которого была отмечена появлением Заратуштры, тогда

как в конце второй появился сам Платон как воплощение и

преемник этого иранского учителя.

Утверждение Платона о глубокой древности Заратуштры, хотя и

было отчасти основано на подлинной иранской традиции, все же

нельзя принимать всерьез. Если Платон использовал легенду об

Атлантиде для развития своих философских и политических идей

об идеальном государстве, что представляется теперь

совершенно очевидным, то и предание о Заратуштре он

hqonk|gnb`k в необходимом для себя духе. Тем не менее,

многие из последующих ученых вплоть до наших дней склонны

были принимать его собственную интерпретацию легенд и

преданий за подлинную древнюю традицию, которую он якобы

сохранил.

Согласно античной традиции, первым греком и европейцем,

познакомившимся с учением магов, был Пифагор (ум. в начале V

в. до н.э.). В своих путешествиях он специально посетил

Вавилон, где занимался изучением философии. Там же он

познакомился с учителем Заратуштрой, с которым неоднократно

встречался и беседовал [76, I, с. 30].

Согласно вычислениям, проделанным сирийским писателем

Григорием Бар-Гебреем (Абулфарадж, родился в 1226 г. н.э.),

Заратуштра процветал во времена Камбиза (вторая половина VI

в. до н.э.), а так как Пифагор умер в начале V в. до н.э.,

то, следовательно, они жили в одну эпоху, и совсем не

исключено, что могли встречаться [76, с. 321.

Пифагор, как можно судить, действительно усвоил иранский

дуализм и некоторые религиозные принципы магов, весьма

вероятно, зороастрийского толка. Во ^яком случае ясно, что

пифагоризм никак нельзя вывести из античной традиции

философии. Согласно Пифагору, бог является единственным

принципом всего бытия, он - свет небесный, отец всего

сущего. Он создает все и всем руководит. Он - разум, жизнь и

движение всего бытия.

Причина зла лежит в материи, тогда как бог является благом.

В книге, приписываемой Оригену, толкующей о философских

направлениях, говорится о том же самом следующее: 'Пифагор

принял от Заратуштры, что есть два принципа у всех вещей:

один - мать, другой - отец; отец - это свет, а мать - это

мрак. От света исходит тепло..., жизнь, а от мрака

- холод...' [76, с. 32-33 ] и т.д.

Аналогичные сведения об учении Пифагора можно найти у его

учеников (Эмпедокл), что подтверждает подлинность античной

традиции о знакомстве Пифагора с маздаизмом, которое он мог

получить только личным путем. Но та же самая традиция

утверждает, что Платон получил сведения о Заратуштре и его

учении непосредственно от