Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

солнцу составляло сущность религии восточных

славян и основу их мировоззрения. С солнцем были соотносимы

свет, огонь и производительные силы человека. Солнце было

символом добра и противопоставлялось злу. Бог Солнце,

сияющее на небе, называлось Хоре, что соответствует осет.

xur, авест. hvar - солнце, солнечный свет (Хорезм - Страна

солнца). От слов hurkhors происходят слова: осет. xorz -

хороший и русское хороший. В древних русских сказках солнце

носит царскую корону, а в народных сербских песнях солнце

называется царь с золотой короной. По мнению Б. Грозного,

первоначальное значение имени Митра было диадема, корон

[124, с. 110].

Несколько разных имен для Бога Солнца - Хоре, Дажьбог, или

Даждьбог, Ярило - не означает, что было несколько солнечных

ancnb. На небе было одно солнце, но разные имена

характеризовали его разные функции. Имя Хоре обозначало

солнце в первоначальном смысле слова, как светоносное

небесное тело. а также имело нравственный смысл - абсолютное

благо, добро. Имя Дажьбог, или Даждьбог, значило Дающий

богатство (бог понимается здесь в смысле богатства). Мнение

Вернадского, что это были два бога, из которых Дажьбог

(Ярило) был Горящим богом [124, с. 121 ] (дажь = санскр.

dah, авест. dag) не совсем верно, так как в русском языке

дажь не имело значения гореть. Кроме того, в древнерусских

памятниках Дажьбог и Даждьбог - одно и то же божество.

* Море Хвалисьское в древнерусских памятниках. - См. [63, с.

12].

Небесный бог Ярило был также божеством, олицетворяющим

мужскую силу и страсть. Забытый древними хрониками,

очевидно, потому что он не принадлежал к числу главных

богов, Ярило все же просуществовал вплоть до недавнего

времени. Во всяком случае, праздники в его честь отмечались

в русских городах еще в XVII в., а в деревнях вплоть до XX

в. Ближайшей параллелью к нему будет варварский Дионис

(Сабасиос), культ которого был фракийского происхождения и

являлся родственным иранскому. Если даже и не было прямого

влияния иранского божества на славянское, все же можно

говорить об их почти полной идентичности [84, с. 11-15].

Велес (Волос) был еще одним солнечным божеством восточных

славян. Он считался покровителем скота, а кроме того, как и

римский Аполлон, был покровителем поэзии и музыки.

В христианскую эпоху в разных источниках отмечалось, что

русские поклонялись огню, который они называли Сварожич,

т.е. сын Сварога. Бог Сварог был верховным божеством

славянского пантеона*. Его имя имеет общее с санскр. svar -

светить и санскр. suar - белый свет, небо. В древнерусском

памятнике 'Голубиная книга'

Сварог - название верховного божества древних славян. - См

[69. III, с. 176-177].

(первоначально - 'Глубинная книга', т.е. 'Книга

премудрости') это божество упоминается под именем Белый

Свет, Кроме того, санкр. svarga имело значение как небесный,

так и небо. Следовательно, Сварог и небо

- обозначение одного и того же понятия, т.е. небесного свода

или материального неба [40, I, с. 1б]. В индийской эпической

мифологии бог неба назывался Сварга, к тому же и древние

иранцы тоже почитали небо, причем именно свод небесный, как

об этом писал Геродот.

Н.М. Гальковский дал следующую интерпретацию слова сварог,

исходя из самого русского языка, т.е. он попытался показать,

как могло пониматься и объясняться это понятие самими

восточными славянами. Его рассуждения сводятся к следующему.

Корень вар с приставкой с (свар) в современном языке не

употребляется, но есть слово свар-ка, т.е. соединение при

onlnyh накаливания на огне двух предметов. Слово свара

- спор, ссора первоначально обозначало также соединение,

столкновение противоположных сторон. Кроме того, сварить

значит приготовить на огне. Суффикс ог указывает на предмет,

причем интересно, что в русском языке все имена на ог -

неодушевленные.

Таким образом, слово сварог указывает на тепло, исходящее от

солнца или огня, и соединение, столкновение с чем-либо. Из

этого делается вывод, что Сварог олицетворял собой небо,

дающее тепло и соединяющееся с землей, т.е. что Сварог - это

небесный свод, украшенный теплотворным солнцем и опирающийся

на землю горизонт. 'Итак, Сварог - это видимое небо, твердь

с обычными принадлежностями - солнцем и горизонтом' [40, I,

с. 18-19].

У древних славян была концепция универсальности божества.

Византийский историк VI в. Прокопий писал о славянах Данюба,

что они верят в одного бога, творца света, который является

единственным господином всего сущего. В XII в. римско-

католический