Мумонкан

Б е з д в е р н а я д в е р ь

Экай по прозвищу Мумон

Б Е З Д В Е Р Н А Я Д В Е Р Ь

(Мумонкан)

Распознано по изданию: 'Плоть и Кость Дзэн', Калинингpад.: 1993 (c) В.И.Hелин (пеpеводы,

пpедисловие, пpимечания), 1992

Введение

Если вы любите сладкое и легкую жизнь -- оставьте эту книгу. Она о людях, неимоверно

стремившихся к новому рождению -- просветлению -- сатори.

Это может произойти и с вами. В миг просветления что-то раскрывается. Всем своим

существом вы -- новый человек. Новыми глазами видите вы мир, неизменный и изменившийся.

Эта сила, что возрождает мир, идет от благодати -- не от разума. Где бы вы ни были, и что

бы ни делали, как будто совсем неважно. Это не создает смысла. Это создает вас.

Древние китайцы изобретали такие задачи, коаны, чтобы прекратить у учеников опьянение

словами и остановить блуждание ума. Когда ученику указывалось медитировать над коаном, то

этим ему просто говорилось: 'Не трать жизнь на простое восприятие. Устреми мысль и чувство

к одной цели и тогда -- позволь этому случиться'.

Это искусство освещения человека его собственным светом -- было ли оно утеряно? В нем

не было бы нужды, если б вы применяли весь свой ум и все, что у вас есть помимо ума. Если б

людские лидеры

были более сознательными в периоды случайного ослабления своей

власти -- они могли бы меньше эксплуатировать других.

Старые наставники награждали учеников критическими

замечаниями и даже ударами. Когда они хвалили, это унижало. Таков

был обычай. Свою глубокую заботу об учениках они выражали не

словами, а своим присутствием. Это были сильные люди, они потрясали.

Они задавали вопросы, на которые единственным ответом была вся жизнь.

Как правильно ответить на коан? Есть много верных ответов, но в то же время нет и ни

одного. В Японии даже есть книга, ее нелегко достать, дающая верный ответ на каждый такой

'умораскрыватель'. Вот так штука!

Ведь сам коан является ответом, а когда же, наконец, нужный ответ найдут -- к тому

времени уже умер дзэн.

Учение Будды распространилось в Индии за пятьсот лет до Христа и за тысячу лет до

Мухаммада. Задолго до христианства и ислама влился в поток великих вероучений буддизм.

Буддийское священное писание переводили на китайский китайцы и индусы, одна

династия переводчиков за другой, начиная с I в. после

Р.Х. Но сущность буддизма принес из Индии в Китай в 520 г. после

Р.Х. Бодхидхарма, известный, как первый патриарх дзэн. Мудрость просветления, взращенную

от Будды молча сидящим Бодхидхармой, унаследовал его преемник, также передавший ее

многим поколениям дальше. Так дзэн оказался в Китае, вырос там, распространился по всей

стране и дошел до Японии.

'Дзэн' по-японски*, 'чань' по-китайски и 'дхьяна' на санскрите означают 'медитация'. С

помощью медитации дзэн направляет к достижению того же, чего достиг сам Будда --

освобождению от ума. Он предлагает метод самоисследования, обычно под личным

руководством

мастера.

* Точнее, указанный далее смысл имеет японское слово 'дзадзэн', сокращение которого и

породило слово 'дзэн' (прим. пер.).

Есть много классических текстов дзэн, один из них -- эта книга. Текст 'Мумонкана',

буквально 'Преграды без прохода' [или 'Заставы без ворот'] записал китайский мастер Экай,

которого также называли Мумоном, живший в 1183-1260 годах. Этот труд составлен из

рассказов о взаимоотношениях между учителями и учениками в древнем Китае,

иллюстрирующих применяемые ими средства возвышения [сублимации] ищущих выхода

дуалистических, обобщающих, интеллектуализирующих тенденций учеников для осознания

своей истинной природы. Мастер ставил перед учеником задачу, требующую [постоянного]

внутреннего вызова -- такая задача и стала называться коаном, и каждая из идущих далее

историй -- коан.

В этих историях свободно употребляются грубости или вульгаризмы, они действительно

необходимы для реального описания высочайшего учения познания собственной сущности.

Изредка здесь встречаются случаи явного применения учителем силы к ученикам -- надо

понимать, что это диктовалось его убежденностью и решительностью. Ни одна из историй не

претендует на логичность. В них обсуждаются скорее состояния ума, чем слова. До тех пор,

пока это не будет понято, смысл дзэнской классики будет теряться. Единственной целью [коана]

было помочь ученику сломать скорлупу своего ограниченного ума и достичь второго, вечного,

рождения -- просветления или сатори.

Здесь каждая задача -- преграда. Ее одолевает лишь тот, кто имеет дух дзэн. Живущие в

дзэн