Экай по прозвищу Мумон
Б Е З Д В Е Р Н А Я Д В Е Р Ь
(Мумонкан)
Распознано по изданию: 'Плоть и Кость Дзэн', Калинингpад.: 1993 (c) В.И.Hелин (пеpеводы,
пpедисловие, пpимечания), 1992
Введение
Если вы любите сладкое и легкую жизнь -- оставьте эту книгу. Она о людях, неимоверно
стремившихся к новому рождению -- просветлению -- сатори.
Это может произойти и с вами. В миг просветления что-то раскрывается. Всем своим
существом вы -- новый человек. Новыми глазами видите вы мир, неизменный и изменившийся.
Эта сила, что возрождает мир, идет от благодати -- не от разума. Где бы вы ни были, и что
бы ни делали, как будто совсем неважно. Это не создает смысла. Это создает вас.
Древние китайцы изобретали такие задачи, коаны, чтобы прекратить у учеников опьянение
словами и остановить блуждание ума. Когда ученику указывалось медитировать над коаном, то
этим ему просто говорилось: 'Не трать жизнь на простое восприятие. Устреми мысль и чувство
к одной цели и тогда -- позволь этому случиться'.
Это искусство освещения человека его собственным светом -- было ли оно утеряно? В нем
не было бы нужды, если б вы применяли весь свой ум и все, что у вас есть помимо ума. Если б
людские лидеры
были более сознательными в периоды случайного ослабления своей
власти -- они могли бы меньше эксплуатировать других.
Старые наставники награждали учеников критическими
замечаниями и даже ударами. Когда они хвалили, это унижало. Таков
был обычай. Свою глубокую заботу об учениках они выражали не
словами, а своим присутствием. Это были сильные люди, они потрясали.
Они задавали вопросы, на которые единственным ответом была вся жизнь.
Как правильно ответить на коан? Есть много верных ответов, но в то же время нет и ни
одного. В Японии даже есть книга, ее нелегко достать, дающая верный ответ на каждый такой
'умораскрыватель'. Вот так штука!
Ведь сам коан является ответом, а когда же, наконец, нужный ответ найдут -- к тому
времени уже умер дзэн.
Учение Будды распространилось в Индии за пятьсот лет до Христа и за тысячу лет до
Мухаммада. Задолго до христианства и ислама влился в поток великих вероучений буддизм.
Буддийское священное писание переводили на китайский китайцы и индусы, одна
династия переводчиков за другой, начиная с I в. после
Р.Х. Но сущность буддизма принес из Индии в Китай в 520 г. после
Р.Х. Бодхидхарма, известный, как первый патриарх дзэн. Мудрость просветления, взращенную
от Будды молча сидящим Бодхидхармой, унаследовал его преемник, также передавший ее
многим поколениям дальше. Так дзэн оказался в Китае, вырос там, распространился по всей
стране и дошел до Японии.
'Дзэн' по-японски*, 'чань' по-китайски и 'дхьяна' на санскрите означают 'медитация'. С
помощью медитации дзэн направляет к достижению того же, чего достиг сам Будда --
освобождению от ума. Он предлагает метод самоисследования, обычно под личным
руководством
мастера.
* Точнее, указанный далее смысл имеет японское слово 'дзадзэн', сокращение которого и
породило слово 'дзэн' (прим. пер.).
Есть много классических текстов дзэн, один из них -- эта книга. Текст 'Мумонкана',
буквально 'Преграды без прохода' [или 'Заставы без ворот'] записал китайский мастер Экай,
которого также называли Мумоном, живший в 1183-1260 годах. Этот труд составлен из
рассказов о взаимоотношениях между учителями и учениками в древнем Китае,
иллюстрирующих применяемые ими средства возвышения [сублимации] ищущих выхода
дуалистических, обобщающих, интеллектуализирующих тенденций учеников для осознания
своей истинной природы. Мастер ставил перед учеником задачу, требующую [постоянного]
внутреннего вызова -- такая задача и стала называться коаном, и каждая из идущих далее
историй -- коан.
В этих историях свободно употребляются грубости или вульгаризмы, они действительно
необходимы для реального описания высочайшего учения познания собственной сущности.
Изредка здесь встречаются случаи явного применения учителем силы к ученикам -- надо
понимать, что это диктовалось его убежденностью и решительностью. Ни одна из историй не
претендует на логичность. В них обсуждаются скорее состояния ума, чем слова. До тех пор,
пока это не будет понято, смысл дзэнской классики будет теряться. Единственной целью [коана]
было помочь ученику сломать скорлупу своего ограниченного ума и достичь второго, вечного,
рождения -- просветления или сатори.
Здесь каждая задача -- преграда. Ее одолевает лишь тот, кто имеет дух дзэн. Живущие в
дзэн