В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон

Уставы небес. 16 глав о науке и вере (Часть 2)

изучена (А.Д. Линде, Физика элементарных частиц и инфляционная космология, с. 248).

Хотя слова позитивное знание и фундаментальный понимаются здесь в обычном для стандартной западной науки светском смысле, в целом изменение позиций по сравнению с последней очевидно. Поэтому в вопросе о сознании и внутреннем мире человека вновь актуально сопоставление современных научных взглядов с традиционными представлениями. Конкретнее, в этой главе мы продолжим обсуждение понятия пространства с упором на психологию , то есть на восприятие пространственных образов и соотношений человеком. При таком подходе уместнее исходить не из физико-математических, а из религиозных взглядов о пространстве (смысл которых, разумеется, не сводится к психологии, а значение далеко выходит за ее пределы).

На первый взгляд, представления о пространстве, развиваемые в традиционных религиозных системах, резко отличаются от естественнонаучных. В отличие от физического (мирского) пространства, священное пространство имеет центр, с которого начинается творение мира и где наш мир пересекается с иными измерениями.

Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. ...Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Бытие 28:10-18, ср.Ин.1:51).

Приведенные библейские слова ставят задачу, общую для всех людей.

Открытие священного пространства позволяет обнаружить точку отсчета , сориентироваться в хаотичной однородности, сотворить Мир и жить в нем реально. Напротив, мирское восприятие пространства поддерживает однородность, а следовательно, относительность пространства (М.Элиаде, Священное и мирское, с.23).

В индобуддийской традиции центр мира (мировая ось) символизируется горой Меру (Сумеру).

Блеском молнии во мраке рассекает он весенний ветер

Струится на землю алая кровь Бога Пустоты.

Мне страшно стоять на вершине горы Сумеру:

Сожмусь в комок и скроюсь в лотосовом стебле (Сэссон Юбай, дзенский монах XIV века).

Символический ряд этого стихотворения (ветер - пространство) обсуждается в главе 11.

В иудеохристианской традиции важнейшая роль принадлежит Иерусалиму (в переводе - город мира (покоя)) и его храму:

Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг - Святое Святых; вот закон храма! (Иезекииль 43:12, ср. Ин.4:20-24)

В христианстве также важную роль играет крест на Гологофе, в исламе - черный камень Кааба. Во внутреннем пространстве человека этому центру соответствует сердце, разумеется, понимаемое не в стандартном анатомическом смысле. Такое понимание укоренилось в самых разных религиозных традициях (см., напр., Мф.15:18-19). Приведем слова современного индийского мистика:

Не физическим, но духовным является Сердце... Сердце - центр, из которого берет начало все...

Но вам следует пытаться скорее иметь, чем локализовать его переживание. Когда человек хочет видеть, ему бесполезно [знать], где расположены глаза... Человек, спрашивающий о положении Сердца, рассматривает себя существующим с телом или в теле... С абсолютной точки зрения Сердце... не может иметь определенного особого места в физическом теле. На каком основании? Тело само является просто проекцией ума, а ум - это не что иное, как слабое отражение лучезарного Сердца (Шри Рамана Махарши, Будь тем, кто ты есть, с.44-45, 118-119).

Символика сердца очень важна также и в православной традиции, а именно в духовной практике умного делания (исихазма, см. гл.5), подробно описанной в Добротолюбии . В наиболее завершенном виде она богословски разработана св. Григорием Паламой. Последний приводит в Триадах слова Никифора Принуждай свой ум вместе с вдыхаемым духом входить в сердце и Макария Великого Сердце правит всем составом, и если благодать овладевает пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами , подчеркивая при этом духовный смысл:

В самом деле, если Макарий Великий, наученный действием благодати, нас тоже учит, что ум и все помыслы души