Феано

Хронос (Часть 1)

Почему некоторые из великих Учителей, труды которых нам кажутся совершенными и прекрасными, все-таки на каком-то этапе своей жизни отказываются от своих воззрений? Мы опять попытаемся ответить на этот непростой вопрос обычными словами, которые не в силах отразить смысл и глубины происходящего. Человек знания превосходит сам себя, отказываясь от себя прежнего, и развивает в себе нечто совершенно новое. Так примерно преображается гусеница в бабочку, и ни одна гусеница не воспримет бабочкино счастье или бабочкину высоту, ибо не в силах сделать нечто ранее назначенного срока. Да ведь и бабочка, даже вспомнив себя гусеницей, откажется от гусеничного счастья... Случается, что великий мыслитель в пору своей старости отказывается от своих идей, и нам понять его трудно. Мы меняем свои убеждения не по причине нашей слабости ума или потере веры, а напротив, по причине безостановочного развития ума и утверждения более глубокой веры. Нет ничего плохого в изменении своей позиции, если она происходит в нужное время и в нужном «месте». И в общественном сознании происходят изменения, культурные, моральные, идеологические, технические… И когда мудрого человека не могут понять, то стоит посмотреть, прежде всего, на свою возможность понимания, а не на его непонятливость для других… Когда берутся говорить о безумстве Ницше в последние годы его жизни, то говорят о своем непонимании его веры и его глубинного состояния. Да, для обычных людей он становится безумным…

Глубочайшая мудрость, - так Ницше сказал, -

В том, чтоб долгое время идти к исцеленью,

Всей душой проболеть и узнать, что леченье...

Это фаза здоровья, ведь мир этот мал...

Мир иной, что всецело меня захватил,

Это сердце мое... Это пламя светил!

БИОГРАФУ НИЦШЕ

Зачем судить о глубине, коль мелок сам?

Ах, вот что... Хочешь ты глубоким показаться!

Но перед кем же сможешь ты покрасоваться?

Пред мелководьем... на песке построишь храм...

Ах, добросовестный биограф! Ты о Ницше

Свободным слогом так свободно говоришь!

Однако тлеешь сам, а вовсе не горишь...

О бездне можно ль говорить? Шуми потише!

А вспомните прекрасную сказку мудреца египтянина Зу-н-Нуна – «Когда меняются воды». Идет речь о фазовом переходе сознания человека.

Исходите из того, что никто среди людей не может быть прав до конца, прав всегда, прав в будущем. Прав тот, кто возвращается к первоистокам. Наша правота ограничена исходными условиями нашего существования. Читая любого выдающегося автора, мы делаем поправку на иное время, на некоторые расхождения во взглядах и вере. Тем не менее, мы черпаем знание из книг, мудрость из сказок, а опыт из практики многих людей. Но истину находим лишь в своем первоистоке… Обретение веры делает нас счастливыми. Чаще возвращайтесь к первоисточникам.

Замечательные слова из речи, обращенной Гильгамешем к своему другу Энкиду:

«…Пусть загорится твое сердце сраженьем!

Забудь о смерти,— достигнешь жизни!

Человек осторожный и неустрашимый,

Идя впереди, себя сохранил бы и товарища спас бы,—

Далеко они свое прославили бы имя!'

Может ли вера возникнуть в результате причинно-следственных связей? Да, именно так и возникает вера, взрастая на доверии. А может ли подобным образом возникать любовь? Скорее она возникает вопреки явления причинно-следственных процессов. О чем это говорит? Да о сути ее безвремения. «Идя впереди, себя сохранил бы и товарища спас бы»… Что значит «идя впереди»? Опережая причину самого себя, будучи ведомым не телом и умом, а духом Единства. «Пусть загорится сердце твое». Забыть о смерти можно лишь преодолев смерть бессмертным духом, ведь умом… нельзя, телом… невозможно, а душой… очень трудно… Забыть о смерти – это значит верить в бессмертие. Пока мы сохраняем в себе сомнения, пока наш ум в попытках возвыситься над природой действует вопреки ей, пока наши тела трансформируются, старея, пока сильна инерция нашего восприятия времени и самого мира, мы находимся в плену причинно-следственных связей. В этом случае мы верим только тому, что проверено опытом жизни, историей, мы верим с оговорками, с условиями течения времени. Мы верим только в свои сомнения относительно будущего, неявного и постоянно ускользающего