Флоринда Доннер

Шабоно (Часть 1)

усвоить язык. Я обнаружила, что у него

не только сильное носовое произношение, -- мне еще оказалось крайне сложно

понимать людей, разговаривающих с табачной жвачкой во рту. Я попыталась было

составить нечто вроде сравнительной грамматики, но отказалась от этой затеи,

когда поняла, что у меня не только нет должной лингвистической подготовки,

но и чем больше я старалась ввести в изучение языка рациональное начало, тем

меньше могла говорить.

Лучшими моими учителями были дети. Хотя они отмечали мои ошибки и с

удовольствием заставляли повторять разные слова, они не делали осознанных

попыток что-либо мне объяснять. С ними я могла болтать без умолку, нимало не

смущаясь допущенных ошибок. После ухода Милагроса я все еще многого не

понимала, но не могла надивиться тому, как легко стала общаться с

остальными, научившись правильно понимать их интонации, выражения лиц,

красноречивые движения рук и тел.

В часы формального обучения Ритими водила меня в гости к женщинам то в

одну, то в другую хижину, и мне разрешалось вдоволь задавать вопросы.

Ошеломленные моим любопытством, женщины обо всем рассказывали легко, словно

играя в какую-то игру. Если я чего-то не понимала, они раз за разом

терпеливо повторяли свои объяснения.

Я была благодарна Милагросу за создание прецедента.

Любопытство не только считалось у них бестактностью, им вообще было не

по душе, когда их расспрашивают. Несмотря на это, Милагрос всячески потакал

тому, что называл моей странной причудой, заявив, что чем больше я узнаю о

языке и обычаях Итикотери, тем скорее почувствую себя среди них как дома.

Вскоре стало очевидно, что мне вовсе не нужно задавать так уж много

прямых вопросов. Нередко мое самое невинное замечание вызывало такой

встречный поток информации, о котором я и мечтать не могла.

Каждый день перед наступлением темноты я с помощью Ритими и Тутеми

просматривала собранные днем данные и пыталась привести их в некое подобие

классификации по таким разделам, как социальная структура, культурные

ценности, основные технологические приемы, и по иным универсальным

категориям социального поведения человека.

Однако, к моему глубокому разочарованию, была одна тема, которой

Милагрос так и не затронул: шаманизм. Из своего гамака я наблюдала два

сеанса исцеления, которые подробно впоследствии описала.

-- Арасуве -- это великий шапори, -- сказал мне Милагрос, когда я

наблюдала за первым ритуалом исцеления.

-- Своими заклинаниями он взывает к помощи духов? -- спросила я, глядя,

как зять Милагроса массирует, лижет и растирает простертое тело ребенка.

Милагрос возмущенно зыркнул на меня. -- Есть такие вещи, о которых не

говорят. -- Он резко поднялся с места и перед тем, как выйти из хижины,

добавил: -- Не спрашивай о таких вещах. Будешь спрашивать -- не миновать

тебе беды.

Его ответ меня не удивил, но я не была готова к его неприкрытому гневу.

Интересно, думала я, он не желает обсуждать эту тему из-за того, что я

женщина, или потому, что шаманизм вообще является темой запретной. Тогда у

меня не хватило смелости это выяснить. То, что я женщина, белая, да еще

одна-одинешенька, само по себе внушало достаточные опасения.

Мне было известно, что почти во всяком обществе знания, касающиеся

практики шаманства и целительства, открываются исключительно посвященным. За

время отсутствия Милагроса я ни разу не упомянула слова 'шаманизм', однако

целыми часами обдумывала, как бы получше об этом разузнать, не вызвав ни

гнева, ни подозрений.

Из моих заметок, сделанных на сеансах исцеления, явствовало, что

согласно верованиям Итикотери, тело шапори претерпевало некую перемену под

воздействием нюхательного галлюциногена эпены. То есть шаман действовал,

основываясь на убеждении, что его человеческое тело преображалось в некое

сверхъестественное тело. В результате он вступал в контакт с лесными духами.

Вполне очевидным для меня был бы приход к пониманию шаманизма через тело --

не как через объект, определяемый психохимическими законами, одушевленными

стихиями природы, окружением или самой душой, а через понимание тела как

суммы пережитого опыта, тела как экспрессивного единства, постигаемого через

его жизнедеятельность.

Большинство исследований на тему шаманизма, в том числе и мои,

сосредоточиваются на психотерапевтических