Клавдий Птолемей

Четверокнижие

Математический трактат из четырех частей или 'Четверокнижие' Клавдия Птолемея

КНИГА I

1. Введение Из всех способов предсказания с помощью астрономии два

являются наиболее важными и надежными. Один из них, стоящий первым как по

порядку, так и по эффективности, дает нам возможность оценить аспекты

Солнца, Луны и звезд относительно друг друга и Земли; второй позволяет нам,

следуя собственным изначальным свойствам этих аспектов, изучить изменения,

вызываемые ими в том, что они охватывают. Первый, имеющий собственную

методику и необходимый сам по себе, хотя он и не дает тот результат, который

достижим при его сочетании с другим способом, мы постарались представить вам

наилучшим образом в специальном трактате. А теперь приведем описание

второго, менее самостоятельного метода, используя соответствующие

философские понятия для того, чтобы человек, стремящийся познать истину,

никогда не стал бы проводить параллель между эмпирикой этого метода и

надежностью первой, неизменной области знания, относя на ее счет

неопределенность и непредсказуемость материальных свойств, обнаруживаемых в

частных явлениях и, в то же время, не стал бы воздерживаться от проведения

такого исследования, которое находится в пределах возможного, когда

совершенно очевидно, что большинство событий общего характера восходят

своими причинами к небесам. Однако поскольку все, что достигается с трудом,

всегда с легкостью подвергается критике большинства людей, а в случае двух

вышеупомянутых дисциплин обвинения против первой могут выдвигаться только

слепым, тогда как вторая имеет достаточно много подозрительных моментов -

трудность восприятия отдельных мест заставляет многих думать о полной

невозможности ее постижения, а неспособность отказа от хорошо известного

порождает представление о бесполезности объекта ее изучения - мы попытаемся

кратко рассмотреть степень как возможности, так и пользы подобного

предсказания до того, как предложить более подробное рассмотрение материала.

Итак, перейдем к возможности.

2. О том, как и насколько достижимо знание астрономическими методами

Всего лишь несколько соображений понадобится для доказательства каждому того

факта, что некая сила, исходящая из вечной эфирной субстанции, проникает

повсюду и рассеивается в пространстве, окружающем Землю, которая тем самым

подвергается изменениям, поскольку такие первичные элементы, как воздух и

огонь, подвержены влиянию движения эфира и, в свою очередь, вызывают

изменения во всем остальном: в земле и в воде, и в растениях, и в животных.

Так Солнце вместе с окружением всегда оказывает определенное воздействие на

все находящееся на Земле; это происходит не только посредством изменений,

которые присущи временам года и проявляются как появление нового поколения

животных, роста растений, паводков и изменения организмов, но и посредством

ежедневного обращения, ведущего к чередованию жары, влажности, сухости и

холода, оно строго упорядочено и соответствует положению светила

относительно зенита. Также и Луна, как наиболее приближенное к Земле

небесное тело, в изобилии дарует свой свет земным предметам, причем

большинство из них как одушевленных, так и неодушевленных, испытывает к ней

расположение и изменяется вместе с ней; реки ускоряют или замедляют свой бег

под воздействием ее лучей, приливы и отливы морей начинаются с ее восходом и

заходом, а растения или животные полностью или частично расцветают или

увядают вместе с ней. Более того, перемещения неподвижных звезд и планет по

небу часто означают жаркое, ветреное или снежное состояние воздуха, что

оказывает соответствующее воздействие на земные явления. Затем также их

аспекты относительно друг друга|2<= путем слияния или смешения их

воздействий приносят немало сложных перемен. Хотя сила Солнца преобладает в

общем управлении качеством, другие небесные тела оказывают помощь или

противостоят ему в частных деталях; Луна делает это более очевидно и

постоянно, например, когда она повал, полная или в четверти, а звезды через

более продолжительные промежутки и менее явно, то есть при их появлениях,

скрытиях и сближениях. Если рассматривать проблемы подобным образом, то все

согласятся с вытекающим отсюда следствием, по которому не только предметы,

уже явленные, должны