Элифас леви

Учение и ритуал Высшей Магии

именно так, как оно произошло. Этот опыт

произвел на меня совершенно необъяснимое действие: я уже не был прежним

человеком; что то из того мира вошло в меня; я не был ни весел, ни

печален; я испытывал странное влечение к смерти, в то же время не

испытывая ни малейшего желания прибегнуть к самоубийству. Я старательно

анализировал испытываемые мной ощущения: и, несмотря на испытываемое мной

нервное отвращение, я дважды повторил, - с короткими промежутками, - тот

же опыт. Отчет о происшедших явлениях слишком мало отличался бы от только

что рассказанного мною, - так что мне нечего добавить к этому, и без того

слишком длинному, повествованию. Результатом этих двух последних

вызываний было для меня откровение двух каббалистических секретов,

которые если бы они были всем известны, могли бы в короткое время

изменить основы и законы всего общества.

Должен Ли и заключить из этого, что я действительно вызвал, видел и

осязал великого Аполлония Тианского? Я не настолько подвержен

галлюцинациям, чтобы верить в это; ни настолько мало искренней, чтобы

утверждать это. Действие приготовлений, курений, зеркал и пантаклей -

настоящее опьянение воображения, и должно сильно действовать на уже и без

этого впечатлительную и нервную личность. Я не объясняю, в силу каких

физиологических законов я видел и осязал; я только утверждаю, что я

действительно видел и осязал, что я видел совершенно ясно, без

сновидений, и этого достаточно, чтобы поверить в реальную

действительность магических церемоний. Впрочем, я считаю это опасным и

вредным: здоровье, как физическое, так и моральное, не выдержит подобных

операций, если они станут обычными. Пожилая дама, о которой я говорил,

могла служить доказательством этого, так как, хотя она и отрицала это, но

я уверен, что она привыкла заниматься некромантией и г тией. Иногда она

молола совершенную бессмыслицу, часто сердилась безо всякого повода. Я

покинул Лондон, не видевшись больше с ней, и верно выполню свое обещание

не говорить никому ничего такого, что могло бы дать повод подозревать,

что она занимается подобными вещами, конечно, без ведома своей семьи,

которая, как я предполагаю, весьма многочисленна и занимает очень

почетное положение в обществе.

Существуют вызывания разума, любви и ненависти, но, опять таки повторяю,

ничто не доказывает, что духи действительно покидают высшие сферы, чтобы

разговаривать с нами; и даже противоположное гораздо более вероятно. Мы

вызываем воспоминания, оставленные ими в астральном свете, общем,

резервуаре универсального магнетизма. Некогда в этом свете император

Юлиан увидел богов дряхлыми, больными; новое доказательство влияния

общественного мнения на отражения того же самого магического агента,

который заставляет говорить столы, и на вопросы отвечает стуками в стены.

После вызывания, о котором только что рассказал, я старательно перечел

жизнь Аполлония, изображаемого историками, как идеал красоты и античного

изящества. Тогда я припомнил, что в последние дни своей жизни Аполлоний

был обрит и долго томился в темнице. Это обстоятельство, которое я, без

сомнения, запомнил, сам того не сознавая, - быть может, и обусловили мало

привлекательный вид моего видения, которое я рассматриваю исключительно

как самопроизвольное сновидение человека, находящегося в бодрственном

состоянии. Таким же образом я видел двух лиц, - называть их нет никакой

надобности, - и, как костюмом, так и своим видом, они совершенно

отличались от того, что я рассчитывал увидеть. Впрочем, я рекомендую

величайшую осторожность лицам, желающим заниматься подобными опытами: в

результате получается страшная усталость и часто - потрясения настолько

сильные, что могут вызвать болезнь.

Прежде чем закончить эту главу, я должен упомянуть о довольно странном

мнении некоторых каббалистов, отличающих смерть видимую от смерти

реальной и думающих, что они крайне редко совпадают. По их слонам,

большинство погребаемых людей живо, и, наоборот, многие люди, которых мы

считаем живыми, уже умерли.

Например, по их мнению, неизлечимое помешательство - неполная смерть, и

земное тело совершенно инстинктивно управляется звездным телом. Когда

человеческая душа подвергается насилию, перенести которого не может, -

она отделяется от тела и оставляет вместо себя душу животную, или

звездное тело, а вследствие этого эти человеческие останки, до известной

степени, менее живы, чем даже животное. По словам каббалистов, таких

мертвецов легко