Элифас леви

Учение и ритуал Высшей Магии

и любовь, а, следовательно, также

строгость и милосердие; два эти атрибута еврейские каббалисты до

некоторой степени олицетворяют под названием Гебуры (Geburah) и Хезеда

(Chesed).

Над Гебурой и Хезедом расположена верховная корона - уравновешивающая

сила, принцип мира или уравновешенного царства; корона эта обозначена

именем Малькут в тайном и каббалистическом стихе молитвы Господней, о

котором я уже говорил.

Но Гебура и Хезед, поддерживаемые в равновесии вверху короной и внизу

царством, два принципа, которые можно рассматривать либо абстрактно, либо

в их реализации. Абстрактные или идеализированные они получают высшее

название: 'Хокма' (Chocmah), мудрость; и 'Бина' (Binah), разум.

Осуществленные, они называются устойчивостью и прогрессом, т. е.

вечностью и победой: 'Год' (Hod) и 'Нетца' (Netzah).

Такова, по учению каббалы, основа всех религий и наук, первая и

неизменная идея всего существующего - тройной треугольник и круг, идея

тройного, объясненная помноженным само на себя равновесием, в области

идеала и осуществление этой идеи в формах. Древние соединяли главные

понятия этой простой и грандиозной теологии с понятием о числах и

следующим образом определяли все числа примитивной декады:

1. 'Кетер' (Keter). - Корона - уравновешивающая сила.

2. 'Хохма' (Chochmah). - Мудрость, уравновешенная в своем неизменном

устройстве инициативой разума.

3. 'Бина' (Binah). - Деятельный разум, уравновешенный мудростью.

4. 'Хезед' (Chesed). - Милосердие, - вторая концепция мудрости, - всегда

благосклонное, так как оно сильно.

5. 'Гебура' (Geburah). - Строгость, неизбежное существование которой

обусловливается мудростью и добротой. Терпеть зло значит препятствовать

добру.

6. 'Тиферет' (Tiphereth). - Красота - лучезарная концепция равновесия в

формах, переход от короны к царству, принцип, посредник между творцом и

твореньем. (Какое поразительно прекрасное понятие о поэзии и ее

первосвященстве находим мы здесь!).

7. 'Нетца' (Netsah). - Победа, т. е. вечное торжество разума и

справедливости.

8. 'Год' (Hod). - Вечность побед духа над материей, деятельного над

пассивным, жизни над смертью.

9. 'Иезод' (lesod). - Основание, т. е. основа всех верований и истин, -

то, что мы называем в философии 'Абсолютом'.

10. 'Мальхут' (Malchut) или 'Малькут' (Malkout). - Царство - вселенная;

все творение дело и зеркало Бога; доказательство существования высшего

разума; точное следствие, заставляющее нас взойти к первым возможным

посылкам; загадка, отгадка которой Бог, т. е. высший и абсолютный разум.

Эти десять основных понятий, связанных с первыми десятью буквами

примитивного алфавита, одновременно обозначая и начала и числа,

представляют собой +о, что учителя каббалы называют десятью Сефиротами.

Изображенная таким образом священная тетраграмма указывает число,

источник и отношение имен Бога. К имени Иотхава (lotchavah),

изображенному этими двадцатью четырьмя знаками, увенчанными тройным

венчиком света, нужно относить 24 небесных трона и столько же

коронованных старцев 'Апокалипсиса'. В каббале оккультное начало

называется старцем, и этот принцип, размножаясь и как бы отражаясь в

второпричинах, создаст сноп образы, т. е. столько же старцев, сколько

существует различных концепций его единой сущности. Эти менее совершенные

образы, удаляясь от своего источника, бросают во мрак последнее отражение

и отблеск, изображающие ужасного и обезображенного старца; а это и есть

то, что называют дьяволом. Поэтому один посвященный осмелился сказать:

'Дьявол - Бог, по понятиям злых людей', а другой, употребляя еще более

странные, по не менее энергичные выражения, добавил: 'Дьявол образован из

обрывков Бога'. Я мог бы резюмировать и объяснить все эти, кажущиеся

столь новыми, утверждения, заметив, что в самом символизме демон - ангел,

сверженный с неба, за то, что хотел присвоить себе власть Бога. Таков

аллегорический язык пророков и четьи-минеи. Говоря же философски, дьявол

человеческое представление о божестве, пораженном и свергнутом с неба

прогрессом науки и разума. У первобытных восточных народов Молох,

Адрамелек и Ваал были обезображенными варварскими атрибутами

олицетворения единого Бога. Бог янсенистов, создающий большинство

человечества для ада и любующийся вечными муками тех, кого он не пожелал

спасти, - понятие еще более варварское, чем концепция Молоха; поэтому по

мнению умных и просвещенных христиан, Бог янсенистов, настоящий Сатана,

низвергнутый