Элифас леви

Учение и ритуал Высшей Магии

дальше, определим точно магию.

Магия, доставшаяся нам от магов, традиционная наука о секретах природы.

Благодаря этой науке адепт облечен относительным всемогуществом и может

поступать сверхчеловечески, т. е. таким образом, который выше

обыкновенного людского понимания.

Так, многие знаменитые адепты, как Меркурий Трисмегист, Озирис, Орфей,

Аполлоний Тианский и другие, назвать имена которых было бы опасно или

неудобно, обожались или призывались после смерти как боги. Так другие,

смотря по приливу и отливу общественного мнения, которое по прихоти

создает удачу, стали сообщниками ада или подозрительными авантюристами;

таковы - император Юлиан, Апулей, волшебник Мерлин и архиколдун, как

называли его в свое время, знаменитый и несчастный Корнелий Агриппа.

Чтобы достигнуть 'sanctum regnum', т. е. науки и могущества магов, -

необходимы четыре вещи: ум, просвещенный изучением, ни перед чем не

останавливающаяся смелость, ничем непреодолимая воля и скромность,

которую ничто не в состоянии испортить или опьянить.

Знать, сметь, хотеть, молчать - вот четыре слова мага, начертанные на

четырех символических формах сфинкса. Эти четыре глагола могут

комбинироваться четырьмя способами и четырежды взаимно объясняются.*

* См. игру Таро.

На первой странице книги Гермеса адепт изображен в огромной шляпе,

которая нахлобучиваясь, может закрыть всю голову. Одна рука его поднята к

небу, которому он, по-видимому, приказывает посредством своей палочки,

другая - сложена на груди:* перед ним главные символы или инструменты

науки, а остальные он скрывает в сумке фокусника. Его тело и руки

образуют букву 'алеф', первую букву алфавита, который Евреи заимствовали

от Египтян; но нам придется еще позже вернуться к этому символу.

* По-видимому, здесь вкралась досадная опечатка! Другая рука, на всех

изображениях Таро, лежит на столе, а по всем описаниям, - в том числе и

самого Элифаса Леви, - опущена... Напр. Папюс в своем 'Таро цыган'

говорит: '...из которых одна опущена к земле, другая поднята к небу'...

(пр. перев.)

Поистине, маг - то, что еврейские каббалисты называют 'микропрозопом', т.

е. творцом малого мира. Подобно тому, как первое магическое знание есть

знание самого себя, так и первое изо всех дел науки, заключающее в себе

все другие, и в то же время - принцип великого дела, - создание самого

себя; это слово требует объяснения.

Так как верховный разум - единственный неизменный и, следовательно,

вечный принцип, так как перемена есть то, что мы называем смертью, - то и

ум, сильно прирастающий и, до некоторой степени, отождествляющийся с этим

принципом, тем самым делается неизменным и, следовательно, бессмертным.

Понятно, что для того, чтобы неизменно прилепиться к разуму, необходимо

быть независимым от всех сил, которые посредством фатального и

необходимого движения производят перемены жизни и смерти. Уметь страдать,

воздерживаться и умирать - таковы, следовательно, первые секреты,

ставящие нас выше страдания, чувственных похотей и страха небытия.

Человек, ищущий и находящий славную смерть, верит в бессмертие, и все

человечество верит в него с ним и для него, так как оно воздвигает ему

алтари или статуи в знак бессмертной жизни.

Человек становится царем животных, только укрощая или приручая их; иначе

он будет их жертвой или рабом. Животные - изображение наших страстей; это

- инстинктивные силы природы. Мир - поле битвы, которое свобода

оспаривает у силы инерции, противопоставляя ей деятельную силу.

Физические законы - жернова, в которых ты будешь зерном, если не сумеешь

стать мельником.

Ты призван быть царем воздуха, воды, земли и огня; но, чтобы царствовать

над этими четырьмя символическими животными, надо победить и поработить

их.

Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку природы, -

должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его

человеческую голову, чтобы владеть словом, - орлиные крылья, чтобы

завоевывать высоты, - бока быка, чтобы обрабатывать глубины, и львиные

когти, чтобы расчищать себе место направо и налево, вперед и назад.

- Итак, желающий быть посвященным, учен ли ты, как Фауст? Бесстрастен ты

- как Иов? Нет, не правда ли? Но ты можешь сделаться таким, если хочешь.

Победил ли ты вихри смутных мыслей? Не колеблешься ли ты, отрешился ли ты

совершенно от капризов? Принимаешь удовольствие, когда хочешь его, и

хочешь ли его, когда должен? Не правда ли, нет? Во всяком случае, не

всегда