Чогьял Намхай Норбу Ринпоче

Йога сновидений и практика естественного света

(см.: Рейнольдс Джон. Самоосвобождение через видение обнаженным осознаванием: Барри таун; Нью-Йорк: Стэйшнхилл пресс, 1989, с. 153, прим. 63)

4. Введение в естественный ум: в различных методах введения в природный ум мастер помогает своему ученику в развитии осознавания, также называемого ригпа или подлинным осознаванием своего природного состояния, относящегося к чистому присутствию.

5. Лхундруб - буквально «самосовершенство». Это относится к собственному состоянию или существованию, которое совершенно с самого начала, и ко всему, что проявляется. Эти проявления или отражения возникают спонтанно и совершенны сами по себе. Лхундруб особенно относится к врожденной ясности самосовершенного состояния.

6. Тело Света (тиб. джалуй). Также известно как радужное тело. Некоторые реализованные существа (практикующие Лонгде и Маннагдэ уровней Дзогчена) достигают трансформации их обычных тел в Тело Света во время смерти. В этом процессе физическое тело растворяется в своем естественном состоянии, которое и является состоянием Ясного Света. Поскольку элементы тела очищены, они преобразуются из их грубой манифестации (тело, плоть, кость и т.д.) в их чистую суть в виде пяти цветов: синего, зеленого, белого, красного и золотисто-желтого. Когда тело растворяется в этих пяти цветах, образуется радуга, и все, что остается от физического тела - это лишь ногти и волосы. К числу дзогченовских практикующих XX столетия, достигших Тела Света, относятся учителя и члены семьи Намхая Норбу Ринпоче, например его дядя Ургьен Данзин (Тогден), его два учителя Чжанчуб Дордже и Аю Кхандро и мастер Чжанчуба Дордже - Ньяла Пема Дендул.

7. Солнечный и лунный каналы. В эзотерических трактатах «Цалунг», обнаруженных в текстах Ану-йоги тибетского буддизма, есть подробное объяснение каналов (тиб. Ца), в которых путешествуют внутренние ветры. Считается, что солнечные и лунные каналы расположены по обе стороны от центрального канала ума, который параллелен позвоночному столбу. Эти солнечные и лунные каналы представляют собой мужскую и женскую энергию. Их цвета - красный и белый, так же как их местоположение справа и слева, различаются в разных тантрах.

8. Девять очистительных дыханий (тиб. лунгро салва), дыхательные упражнения, выполняемые перед занятием медитацией (тун) или перед практикой Янтра-йоги. В этих упражнениях вы вдыхаете чистый воздух и выдыхаете отрицательность и все нечистое. Такова практика, предваряющая медитацию, чтобы уравновесить энергию и установить ум.

9. Восемь движений (тиб. Лунгсанг): йогические упражнения для очищения праны или дыхания. Восемь движений описаны в тексте Янтра-йоги «Объединение солнечного и лунного» (тиб. Трулкор Ньида Кхаджор), написанном в VIII столетии мастером B`ipnw`mni. (см.: Намхай Норбу. Янтра-йога, под ред. Оливера Лейка, Глайсдорф, Эдишн Цапаранг, 1988, с. 33).

10. Агар-35 и вимала - тибетские лекарства из растений. Агар-35 делается из 35 естественных ингредиентов. Как агар-35, так и вимала принимаются при бессоннице и для уравновешивания «лунг», т. е. неупорядоченного состояния ветра. Эти приготовленные составы можно приобрести в Дзогченовской Общине, Меригар, 58031 Арчидоссо, Италия, или в Сноу-лайон, Нью-Йорк, или в тибетском медицинском центре в Дхармасале.

11. Три вида характера - лунг (воздушный или ветра), дрипа (желчный) и бадкан (флегма). Правильное равновесие этих трех видов считается очень важным для сохранения здоровья. Нарушение равновесия приводит к одному из многих заболеваний, к которым склонны человеческие существа.

12. Намхай Норбу. «О рождении и жизни. Трактат о тибетской медицине». (Арчидоссо, Шанг-Шунг, 1983 г.)

13. Концентрация на Шести слогах и их очищение. Шесть слогов: А, Ах, ХА, ША, СА, МА. Каждый символизирует сферу существования, включая сферы богов, полубогов, человеческих существ, животных, голодных духов и адских существ. Кармические тенденции к перерождению в одной из этих сансарических сфер, которые берут начало в неправильных действиях, должны быть очищены. Медитация на Шести слогах объединяет лунг (прану) и умственную концентрацию для того, чтобы очистить эти тенденции. Особая практика концентрации на слогах включает визуализацию и мантру, направленные на особые точки тела, где, как полагают, концентрируются эти склонности.

14. Ваджра-йогиня - медитационное божество в форме Самбхогакайя, представляющее женский аспект изначальной мудрости.

15. Гуру-йога - объединение с умом Гуру (т. е. с умом вашего собственного мастера, учителя), который рассматривается в качестве