Чогьял Намхай Норбу Ринпоче

Йога сновидений и практика естественного света

Чогьял Намхай Норбу Ринпоче

ЙОГА СНОВИДЕНИЙ И ПРАКТИКА ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА

Перевод с английскго Елены Антоновой

Благодарим всех ваджрных братьев и сестер, принимавших участие в издании этой книги. Да послужит эта книга на благо всех живых существ!

Посвящаем эту работу памяти мастеров-учителей Кьентце Ринпоче, Дуджома Ринпоче и Ламы Гомпо Цедена. Пусть их труд и устремления осуществятся

Предисловие

Зная важность и необходимость «Ночной практики», я объяснил многие аспекты работы со сновидениями в этой книге, которую отредактировал мой ученик Майкл Кац. Я надеюсь, что те, кто уже имеет интерес к сновидениям и кто активно работает в своих снах, благодаря прочтению этой книги углубят свои знания. Людям же, еще не имеющим реального переживания в своих снах, я надеюсь, эта книга поможет создать причину, которая приведет их к пониманию важности сновидений и работы с ними.

Чогьял Намхай Норбу, Меригар, 10 марта, 1991 г., год Железной Овцы 1-й месяц, 25-й день.

Глава I ПРИРОДА И КЛАССЫ СНОВИДЕНИЙ

В сутре Будда Шакьямуни [1], используя множество метафор, описывает феноменальный мир, который мы обычно считаем реальным. Эти метафорические описания уподобляют нашу реальность падающей звезде, оптической иллюзии, мигающей масляной лампе, каплям росы на рассвете, пузырькам воздуха в воде, молнии, сновидению и облакам. Согласно Будде, все совокупное существование, все дхармы [2] и фактически все явления на самом деле нереальны и мгновенно изменяются, как и явления, приведенные в качестве примеров.

В другой сутре даны дополнительные поэтические метафоры, чтобы показать сущностную природу нашего нереального состояния. Сюда входят отражение луны в воде, мираж, город, qnqr“bkemm{i из звуков, радуга, отражение в зеркале, а также сновидения.

Пример сновидения включен в эти сутры, так как все мы знаем, что, изучив сновидение, мы не найдем ничего конкретного. Даже если обнаружатся первичные и вторичные причины этого сновидения, все равно в самом сновидении нет ничего конкретного или реального.

Хотя существует много разных условий, которые могут привести к сновидению, их результат - сновидение - можно в целом разделить на две основные категории: сновидения общего вида, возникающие из кармических следов [3], и другие сновидения, возникающие из ясности ума.

В категории сновидений, вызванных кармой, существуют сновидения, в основном связанные с тремя состояниями существования: телом, энергией (или речью) и напряжением ума индивидуума; есть и другой класс, связанный с кармическими следами. Последний имеет три причины, а именно следы кармы, берущие начало в прошлой жизни, в юности, и в недавнем прошлом индивидуума.

В традиции тибетской медицины целитель, проводящий обследование с точки зрения причины заболевания, будет также рассматривать, к какому из трех состояний существования относятся сновидения больного. Благодаря этой информации он может определить реальную ситуацию и состояние тела, энергии и ума больного человека. Иногда серьезная, трудно излечимая болезнь может оказаться следствием кармических причин, уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Болезнь также может иметь кармическую причину, появившуюся вследствие недавних действий. Таким образом, метод изучения сновидений становится одним из наиболее важных средств анализа и определения главных и вторичных причин проблемы.

Что имеется в виду под сновидением, связанным с тремя существованиями индивидуума? Эти сновидения возникают вследствие любых переживаний тела, речи или ума. Таким образом, переживания, непосредственно связанные с элементами индивидуума, с его энергией и эмоциями, могут стать причинами мгновенного проявления некоторых переживаний сновидения -хороших, плохих или нейтральных.

Например, человек, который спит на кровати в неудобной позе, может испытывать дискомфорт или ощущать боль. Неудобство может тут же стать причиной отрицательного сновидения. Или если человек не может хорошо спать из-за затрудненного дыхания, могут возникнуть сновидения, где он видит, что задыхается или его душат. Более того, нетрудно понять, что чувства, такие как радость или грусть, связанные с умом, также могут стать незамедлительной вторичной причиной сновидений. Таковы примеры сновидений, связанных с состояниями трех существований индивидуума.

Что касается сновидений, связанных со следами кармы, то некоторые из них берут начало в предыдущей жизни. В сновидениях такого вида могут появиться незнакомые вещи,