[ARCHER]

Големы

наставлений (записи такого рода сохранились до наших дней). В результате процесса комбинирования голем вставал и оживал, а когда участники церемонии начинали ходить в противоположном направлении и произносили те же самые комбинации букв в обратном порядке, жизненная сила голема испарялась и он умирал или падал. Согласно другой легенде, на лбу его писали слово эмет (tma; «истина», «печать Единого Святого», см. Шаб. 55а; Санh. 64б), и когда в нем стиралась первая буква алеф, там оставалось написанным слово мет («мертвый»). Существуют также легенды о создание голема пророком Иеремией и его так называемым «сыном» Бен Сирой, а также учениками р. Ишмаэля, центральной фигуры в литературе Чертогов (hехалот). Технические наставления о способе произнесения буквенных комбинаций, а также все содержание этого ритуала свидетельствуют о том, что создание голема связывается здесь с экстатическими духовными опытами27. В предании о големе Бен Сиры обнаруживаются параллели с легендами об используемых идолопоклонниками изображениях, которых наделяли жизнью при помощи некоего имени; голем предостерегает от этой опасности (идолопоклонничества) и требует умертвить себя. В нескольких источниках говорится о том, что голем не обладает разумной душой и лишен, таким образом, дара речи, – но имеются также и противоположные версии, согласно которым он обладает этим даром. Мнения каббалистов о том, какова природа создания голема, различны. Моше Кордоверо полагал, что человек обладает силой наделить голема лишь «жизненной энергией», хийут, – но не жизнью (нефеш), духом (руах) или собственно душой (нэшама).

В народной легенде, прославлявшей лидеров немецкого хасидизма как чудотворцев, голем стал неким реальным созданием, которое служит своему творцу и исполняет возложенные на него задачи. Такого рода легенды стали появляться у немецких евреев не позднее XV века и достаточно широко распространились, так что к XVII веку их уже «рассказывали все» (по словам Йосефа Шломо Дельмедиго). В дальнейшем развитии легенды о големе можно выделить три основных момента: (1) Эта легенда объединяется с древними историями о том, что можно воскресить умерших людей при помощи Имени Божьего, вложенного в их уста или руки, и о том, что можно вызвать их смерть, если наоборот убрать пергамент, содержащий это имя. Такие предания были широко распространены в Италии начиная с Х века28. (2) Она связывалась также с идеями о создании алхимического человека («гомункулуса» Парацельса), существовавшими в нееврейском окружении. (3) В голем, ставшем слугой своего создателя, пробуждаются опасные природные силы; он растет день ото дня, и для того, чтобы не позволить ему подчинить себе всех домочадцев, его разрушают, удаляя или стирая букву алеф с его лба. Здесь идея голема соединяется с новым мотивом необузданной стихийной силы, которая может привести к разрушениям и опустошению. Такие легенды впервые появляются в связи с фигурой Элияhу, раввина г. Хелм (ум. в 1583). Цви Гирш Ашкенази и его сын Яаков Эмден, – потомки Элияhу из Хелма, – подробно обсуждают в своих респонсах, позволено ли или нет включать голема этого типа в миньян (они запрещали это делать). Виленский гаон Элияhу рассказывал своему ученику Хаиму б. Ицхаку из Воложина о том, что в юности он также пытался изготовить голема, но у него было видение, которое вынудило его прекратить подготовку.

Самая поздняя и наиболее известная версия народной легенды о големе связана с Иеhудой Лёвом (Ливой) б. Бецалелем из Праги. Эта легенда не имеет никакого исторического основания в биографии р. Лёва или в контексте эпохи, в которую он жил. Из легенды о р. Элияhу из Хелма она превратилась в историю о р. Лёве намного позже, по всей видимости, во второй половине XVIII века. Как местная пражская легенда, она связана со Староновой синагогой (Altneueschule) и с истолкованием особых молитвенных практик, существовавших в пражской общине. Согласно этой легенде, р. Лёв создал голема, чтобы тот служил ему, но был вынужден обратить его в пыль после того, как голем начал неистовствовать и подвергать опасности жизни людей.

Голем в литературе и искусстве. Легенды о големе, особенно в их позднейших формах, служили излюбленной литературной темой в немецкой литературе (как еврейской, так и нееврейской) XIX века*, а затем и в современной литературе на иврите и идиш. К области беллетристики относится также и книга Нифлаот Маhарал им hа-голем («Чудесные деяния рабби Лёва с големом», 1909), которая была опубликована Иудой Розенбергом как некий древний манускрипт, но на самом деле