типичным для логического разума -
критического, все исследующего, все ставящего под сомнение, - и не могли
конструктивно мыслить с помощью строгих механистических методов
высокорационального интеллекта, который от разумного постижения истины
переходит к стремлению найти ей чистое, совершенное и универсальное, верное
применение. Логика была свойственна их мышлению и подходу к организации
жизни в куда меньшей степени, чем стихийная разумность, органичность и
интуиция. Эти мыслители всегда видели жизнь такой, какая она есть, и
стремились постичь ее тайну на основе глубокой способности различения,
интуиции и способности прозревать сущность. Символы, выражавшие фактическую
и идеальную истину жизни и существования; типы, приводившие символы в
психологическую систему; общественные институты, давшие им материальное
выражение в процессе их осуществления - в такой форме мыслители воплотили
свою попытку понять и ментализировать жизнь, управлять ею посредством ума,
но ума стихийно интуитивного, различающегоипрозревающего, деятельность
которого еще не скована жест-кими геометрическими структурами логического
интеллекта.
Для разума же в его стремлении понять и истолковать жизнь сущес-твует
только один род символа - это идея. Он обобщает факты жизни в соответствии
со своими собственными, сильно упрощенными концепциями, чтобы иметь
возможность управлять ими и упорядочивать их, и, ухватившись за идею,
пытается найти ей максимально широкое общее применение. А для того, чтобы
эти идеи не превратились про-сто в абстракцию, оторванную от реализовавшейся
или подлежащей реализации истины вещей, разум должен постоянно сопоставлять
их с фактами. Он должен всегда подвергать сомнению факты, чтобы на-ходить
идеи, которые могли бы все более и более полно объяснять, упорядочивать их и
управлять ими; и он должен всегда подвергать сомнению идеи, чтобы,
во-первых, проверять, согласуются ли они с реальными фактами, и, во-вторых,
следить, не появились ли новые факты, требующие видоизменения или расширения
идей, или не могут ли таковые из этих идей развиться. Ибо разум живет не
только в реальных фактах, но и в возможностях, не только в реализовавшихся
истинах, но и в истинах идеальных; и идеалистичный ум, постигший идеальную
истину, чувствует внутреннее побуждение проверить, нельзя ли ее превратить в
факт, нельзя ли немедленно или быстро реализовать ее в жизни. Именно в силу
этого врожденного свойства разума век разума всегда будет веком прогресса.
Пока старый метод ментализации жизни отвечал своему назначению, для
людей в массе своей не было необходимости продумывать свой образ жизни с
помощью разума. Но старый метод перестал выполнять свое назначение, как
только созданные им символы, типы, общественные институты превратились в
конвенции, которые погребли истину так глубоко, что силы интуитивного
прозрения было уже недостаточно, чтобы освободить скрытую реальность от
искусственных покровов. В течение какого-то времени, и довольно долго,
человек может жить просто по традиции, в которую выродилась утраченная им
реальность, - но не вечно; возникает необходимость подвергнуть сомнению все
конвенции и традиции, и с появлением этой необходимости разум получает
первую реальную возможность полного саморазвития. Разум не может принимать
традицию просто в силу ее древности или былого величия; он должен задаться
вопросом: во-первых, содержит ли вообще традиция какую-либо живую истину, и,
во-вторых, содержит ли она ту истину, которая наиболее подходит человеку для
управления жизнью. Разум не может принимать конвенцию только потому, что
люди пришли относительно нее к соглашению; он должен задаться вопросом, а
правы ли они в своем соглашении и не свидетельствует ли оно о пассивном и
ложном примиренчестве. Разум не может принимать общественный институт только
потому, что он служит какой-то жизненной цели; он должен задаться вопросом,
а нет ли неких высших и лучших целей, которым с боvльшим успехом будут
служить новые институты. Отсюда возникает необходимость глобального
сомнения, а из этой необходимости возникает идея, что общество можно
усовершенствовать лишь универсально примененяя рациональный разум ко всей
жизни в целом - к ее принципу, ее элементам, ее механизму и силам,
приводящим этот механизм в движение.